ИНТЕРВЬЮ


Оксана Телегуз

Жить как Оксана Телегуз — это…




ИНТЕРВЬЮ
Оксана Телегуз

Жить как Оксана Телегуз — это…

Интервью с Оксаной Телегуз,
продюсером
Продюсер Оксана Телегуз — настоящий драйвер, она полна энергии и идей, смело пробует новое и потом встраивает полученный опыт в проекты — собственные или клиентов. Даже прыжки с парашютом работают на решение задач!

Оксана создала благотворительную организацию в Испании, которая помогла в ковид тысячам людей, а сейчас решает задачи русскоговорящих эмигрантов. Открыла продюсерский центр, чтобы музыканты и художники из России и Украины могли зарабатывать в Испании на своем творчестве, а не хвататься за все подряд.

О профессиональном пути — от продавца до продюсера мирового масштаба, о социальном предпринимательстве в России и Испании, о людях-драйверах, о том, что такое успех и счастье, Оксана Телегуз рассказала в интервью Анастасии Лембери.


Пройти путь от продавца до директора


— Оксана, вы продюсер, ведете много интересных проектов.
О такой профессии в детстве вы, наверно, не мечтали. А кем мечтали стать?

— У меня не было определенной мечты, кумиров, я не хотела быть на кого-то похожей. Наоборот, сепарировалась от этого. Мне всегда нравилось организовывать людей, мероприятия, я была таким массовиком-затейником. Делала то, что хотелось, пробовала, смотрела, не нравится — оставляла.


— Какой институт вы заканчивали и какую профессию выбрали после вуза?

— Я после школы не пошла в институт, мне не нравилась идея «просто отучиться». Ничуть не жалею об этом. Окончила курсы продавца-кассира, устроилась в магазин. Тогда только появились кассовые аппараты, считали на калькуляторе и от руки заполняли накладные. В 24 года я закончила карьеру директором супермаркета, у меня в подчинении было 80 человек. Просто поняла, что устала морально и мне это больше не интересно.

А еще дозрела до университета. Через месяц после увольнения я узнала, что беременна. Готовилась к поступлению и работала в будке, где продавали билетики на автобус и трамвай, и на шестом месяце беременности поступила в университет МГГУ им. Шолохова на географический факультет. По факту я географ с уклоном в геологию.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Быть практиком


— Когда вы поняли, что занимаетесь своим делом?


— Я всегда занималась своим делом, даже когда работала продавцом-кассиром. Мне было интересно там развиваться, я шла вверх. А потом поняла, что дальше расти некуда и я хочу чего-то другого.

Я организатор по натуре. На третьем курсе университета, имея уже маленького ребенка, я со своей подругой открыла ивент-агентство, мы организовывали праздники. Я понятия не имела, как это должно быть. Шла и делала. Нарабатывала свой пул проб и ошибок, повышая качество. Я не теоретик, беру разные инструменты и делаю выводы. Иногда цена у ошибок высокая, но это мой опыт. Я практик, который получает кайф от процесса, мне интересны разные вещи, поэтому иду и пробую новое.


Относиться к социальному предпринимательству как к работе


— А как вы пришли к благотворительности?

— Я не люблю называть это благотворительностью, скорее социальное предпринимательство.

Я пришла в эту сферу во время работы в ивент-агентстве, когда начала делать социальные проекты, связанные со школьниками. Тогда появились благотворительные фонды, хотелось помочь им в организации мероприятий, потому что коэффициент полезного действия у фондов плавает ниже нуля.

В фондах, особенно в том, что касается грантов, было много того, что пахло прекрасной мышеловкой. Я это знала еще тогда, у меня хорошая чуйка, сильная интуиция. А потом поняла главную вещь, которая отвернула меня от того, чтобы заниматься благотворительностью в России: заботиться о гражданах своей страны, о стариках и детях, о больных и немощных должно государство. Если у него нет времени, оно должно нанимать профессионалов, а сам фонд не должен бегать с голой жопой и попрошайничать, он должен работать на зарплате от государства.

История про «купил плюшевую игрушечку и собрал денежки» мне неинтересна. Я ко всем проектам отношусь как к проектам, даже если это сбор на операцию ребенку. Это позволяет мне сохранить свое психологическое состояние. Плюс я строго оцениваю «потянем или не потянем». Если относиться по-другому, то это не про работу.

У меня был благотворительный магазин «Благо дарю». Я собирала по городам и деревням мастеров уникальные работы, аккумулировала их в Москве, потом писала заявки на участие в различных ярмарках, там реализовывали игрушки. У нас были адресные сборы: часть средств шла их авторам, а часть оставалась на детей с ДЦП. На их реабилитацию нужно регулярно тратить много денег, но российскому государству это не нужно.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Видеть разницу


— Чем отличаются социальные проекты в России от социальных проектов в Испании? Есть ли разница?

— Безусловно, есть. В России, чтобы открыть благотворительный фонд, практически ничего не надо, идешь и открываешь. А в Испании очень много ограничений, есть ценовой порог 30 000 евро основного капитала и минимальный годовой оборот на счету на зарплаты людей.

Самое главная разница: в Европе, в отличие от России и постсоветского пространства, не открывают благотворительные организации, чтобы отмывать деньги или чесать свое самолюбие. Эти организации встраиваются в систему работы государства по программе и берут на себя часть задач, а проверяющие органы следят за ними. Нужно соблюдать много нормативов, оформлять кучу бумажек (это в России бумажки покупаются), а еще платить налоги.

Сотрудник благотворительного фонда в России — это женщина неопределенного возраста, непонятно одетая, не выезжающая никуда отдыхать, не имеющая денег. А в Испании не понимают, как можно открывать благотворительную организацию, если у тебя нет заработной платы, — что это за странная мать Тереза?


Todo bien: помогать адресно и экологично


— Как зарождался ваш проект — испанская благотворительная ассоциация «Дар», где вы помогаете русскоговорящим в сложных ситуациях?

— Никак не зарождался. Когда я переезжала из России, у меня был магазинчик «Благо дарю», поэтому я перетащила сюда какие-то изделия и пыталась их продавать. Но испанцам не интересны хендмейды, и я перестала этим заниматься.

Посмотрела по сторонам и поняла, что самая разрозненная, не поддерживающая друг друга диаспора — русскоговорящая. Начала с ней работать, открыла благотворительную культурную ассоциацию. Я пыталась объединить людей по языковому признаку, объяснить, что, кроме нас самих, мы никому здесь не нужны. В локдаун проект сильно стартанул, потому что люди поняли, что им некуда идти. Мы отработали без сбора денег, больше 2000 человек получили помощь — только за счет того, что я сидела дома, собирала заявки и вовлекала одних людей помочь другим. Из этого родилась платформа Todo bien. Так я оптимизировала процессы, которые мы наработали в локдаун.

Todo bien — платформа адресной помощи, где каждый человек может экологично попросить помочь ему. А также платформа для тех, кто хотел бы помогать адресно, имея возможность выбирать, когда кому и каким образом он будет это делать.

После мы начали развиваться в сторону испанцев. Переквалифицировались в благотворительную волонтерскую организацию, помогаем людям в сложных жизненных ситуациях, что всегда и делали, планируем развиваться за счет Todo bien не только по Испании, но и по всему миру.

Моя цель в этой организации простая: я хочу хотя бы на один шажочек приблизиться к еврейской диаспоре. Ни один еврей ни в одной точке мира никогда не умрет с голоду. Только наши люди не нужны друг другу и априори не нужны всему миру. Я не хочу заниматься критикой, а хочу что-то поменять, поэтому я это делаю.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Делать выбор: 150 000 евро на «Дар»


— Вы сами создавали сервис, без привлечения инвесторов?

— Организацию никто не поддерживает: мы не получаем субсидий, у нас нет спонсоров, мы работаем без зарплаты — как волонтеры.

Я писала ТЗ три месяца для команды программистов. Лично заплатила примерно 35 000 евро, чтобы платформа работала бесплатно для всех. Есть такое хорошее выражение, за него я благодарна своей подруге: «Если ты что-то получаешь бесплатно, значит, кто-то за это заплатил». Вот и я заплатила. Я не купила квартиру, не оплатила образование своим детям. За 8 лет вложила 150 000 евро в то, чтобы организация жила. Я не считаю это подвигом, это мой выбор.


Создавать комьюнити


— Достаточно дорого вам обходится содержание организации. Планируете что-то менять?

— Поскольку нас никто не субсидирует, финансово все висит на мне, я решила, что пора собирать комьюнити и заботиться только о тех, кто пришли в него и понимают, зачем они это сделали. Поэтому мы переходим на членские клубные карты, чтобы помогать только тем, кто состоит в клубе. Если у людей нет денег для вступления в клуб, вы можете им подарить карту, и мы будем заниматься их вопросами.

Наш показатель только по украинским беженцам с февраля по август — более 13 000 человек. Сейчас я помогаю переехать по разным видам виз в Испанию россиянам. Я хочу, чтобы людям было куда обратиться, чтобы они знали, как это сделать и что не стыдно просить помощи.


«Зажигать» своих


— Как вы хотите привлекать инвестиции в свои проекты?

— Я сейчас работаю с несколькими бизнес-клубами, где буду презентовать различные стартапы, причем не только свои, потому что понимаю, что есть огромное количество людей, у которых есть классные идеи, но им не хватает умения презентовать и продавать. А мне это нравится. Я люблю общаться, легко себя чувствую и перед камерой, и на публике. Не готовлю бумажки заранее. Я скорее «тедовский» человек, прихожу на 10–15 минут, зажгла кого-то — хорошо, значит, это мои люди.

Сейчас я развиваю свой личный бренд: хочу, чтобы люди понимали, о чем я, и когда у них появится желание в чем-то поучаствовать, приходили ко мне.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Не делать то, что неэффективно


Ваша книга «Помочь нельзя отказать» о том, как правильно помогать и при этом не пострадать. Расскажите о ней.


— Она скоро будет опубликована в Москве. Книга небольшая, написана простым языком. В ней реальные кейсы. Я хочу, чтобы через книгу люди поняли, что помогать — нормально, для этого не надо иметь миллион евро. Еще она про то, к чему мир пришел в благотворительности: к страшным картинкам умирающих детей, на которых собирают деньги мошенники в «Фейсбуке». Про то, что люди перестали доверять благотворительным организациям. Вся структура фондов уже невалидна, их работа часто неэффективна. Не надо делать то, что неэффективно!

Например, собирают деньги на укол стоимостью много миллионов, который делают в Америке. Почему на него должны собирать люди? Почему этой проблемой не занимается государство? За три таких вакцины можно было бы посадить группу биологов, которые разработали бы свою. Это будет верным решением. Я — за КПД, за увеличение эффективности. У меня всегда есть идеи, что и как делать иначе — эффективнее, как перейти на следующую ступеньку развития.

Сейчас я выпускаю фильмы про волонтеров. Называется «Гордость без предубеждения». Езжу по разным странам и снимаю обычных людей, волонтеров. Нужно образовывать людей.

Осенью сяду за книгу про людей-драйверов. Хочу показать таким же, как я, кто постоянно пробует новое, что быть драйвером — нормально. Чтобы они не боялись двигаться вперед. Я хочу сказать людям, чтобы они не насиловали своих детей с профессией. Не критиковали за то, что кто-то, по их мнению, прыгает с работы на работу. Можно быть профессионалом в разных сферах. Не надо чесать всех под одну гребенку.


Пробовать новое


— У вас большой бэкграунд, получается, продюсер — это человек-калейдоскоп, который прошел через разные профессии и собрал себя как пазл?

— Я долго искала описание того, чем я занимаюсь. Писатель Барбара Шер таких людей, как я, назвала сканерами. Это те люди, по ее мнению, кто сканируют пространство, пробуют новое, берут то, что им интересно, и начинают там развиваться. Я не совсем согласна. На мой взгляд, это люди-драйверы, потому что если меня что-то драйвит, бодрит идея, то вокруг все горит. Мне интересно вовлекать в процесс. Я хочу прожить много жизней и попробовать себя в разных профессиях. Даже когда у меня что-то не получается, не страшно, потому что я попробовала. Это лучше, чем буду сидеть и унывать от того, что не реализовываюсь.

Таких, как я, часто критикуют за непостоянство. Многие почему-то считают, что нельзя быть профессионалом, если ты сегодня учитель, а завтра маркетолог. Я столкнулась с этим, но я сильный человек, мне плевать на чужое мнение, а другие «драйверы» ломаются, и это больно видеть.

Я хочу своим примером показать, что человек, который пробует себя в разных областях, может быть успешным. Для меня успех — это реализовывать проект, где задействовано много людей, у всех все получается, каждый достигает своей цели. История про деньги ради денег мне не интересна. Я рассматриваю проекты с точки зрения их полезности, важности и ценности.

Сейчас слово «продюсер» хорошо описывает то, чем я занимаюсь. Я продюсирую свою жизнь и продюсирую проекты, начиная от идеи и заканчивая ее реализацией.

Все привыкли, что продюсер — для звезд и блогеров, но это так. В широком аспекте продюсер — это тот, к кому можно прийти со своей идеей. Если она невалидна, я разложу по полкам, почему ее не стоит реализовывать. А если валидна, подскажу, что с этим делать, куда идти дальше. Если мне интересно, я могу вписаться в это еще и сама.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Поддерживать творческих людей


Недавно вы открыли продюсерский центр OranJazz. Какие проекты делает центр?

— Мы открыли продюсерский центр с прицелом на то, что будем организовывать различные мероприятия. А открыли потому, что в Испанию приехало огромное количество творческих людей из Украины и России. Известные художники, певцы и музыканты. Я против того, чтобы творческие люди работали в магазине, на стройке или мыли полы. Я за то, чтобы они развивались в своем творчестве, и я готова их в этом поддерживать. Я хочу показать Испании, какой высокий уровень у наших специалистов.

У нас есть студия, где можно записать профессиональный звук, музыкальный инструмент, озвучить книгу, сделать сведение — все, что нужно.

К нам переехала из Москвы семья (мы сделали для них визу), это самые известные и крутые режиссеры-постановщики мюзиклов в России. Сейчас мы с ними готовим мюзикл, хотим показать его здесь и потом катать по Европе.

Я за коллаборации, ко мне можно прийти с любым проектом. Я выступаю в роли продюсера, работаю, провожу краш-тесты, и, если мы совпадаем с автором, подыскиваю инвестиции, партнерку и прочее.


Смотреть с высоты 4000 метров


Продюсер — это тот же предприниматель, запускающий разные бизнесы. Как люди относятся к профессии продюсера и есть ли трудности, связанные с ней?

— Люди реагируют по-разному. Есть стереотипное мышление, что человек не может заниматься несколькими направлениями. Где написано, что не может? Если бы мне было важно чье-то мнение, давно бы уже ничем не занималась. Я делаю хорошо то, что делаю. И думать о том, как кто относится к моей профессии, нет ни желания, ни времени.

Продюсерство начинается со своей жизни. Если ты не умеешь продюсировать свою жизнь, время, навыки, то нечего делать в этой профессии. Тогда нужно быть хорошим сопровождающим. В продюсировании не получится за кого-то спрятаться. Продюсер видит все наперед. Есть такой термин «взгляд с балкончика»: это когда ты можешь «отделиться» от своего бизнеса, посмотреть на него со стороны. Я по сути человек «с балкончика».

У меня больше 80 прыжков с парашютом с высоты 4000 метров. Мне нравится картинка сверху: я вижу мелкие детали. Я не дайвер, не буду погружаться в жизни всех, с кем сталкиваюсь. Я вижу целостную картину и знаю, кого куда поставить для решения конкретной задачи. Могу управлять городом, потому что понимаю, что за чем следует, что откуда должно вытекать и какое КПД должно повышаться.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери

Делать по-другому, чтобы получить хороший результат


— Какие ваши сильные стороны помогают вам в работе?

— Оптимизм, вера в себя и в людей и, наверное, то, что я умею вовлекать других в интересные для меня проекты. А еще я вижу выходы из любой ситуации, которые неочевидны для других. Я знаю, как сделать по-другому и получить хороший результат.

По каким критериям вы выбираете проект, который будете продюсировать?

— Я стартапер, мне интересно вложиться на старте и отпустить потом. В этом году пробую новую формулу: смотрю, куда могу встроиться. Проживаю какое-то время с проектом, наблюдаю, появляется ли в нем место для меня, хочется ли мне по утрам бежать туда. Если возникают слова «наш проект», тогда я в деле.


Стремиться к бирюзовости и не строить границы


— Сколько человек у вас сейчас в командах? Как вы выбираете своих людей?

— В каждом проекте люди периодически меняются. Я не цепляюсь за людей, не стремлюсь набрать идеальных, никого не фиксирую серьезными договорами, большими деньгами. Стремлюсь к бирюзовости во всех проектах. Мне интересно, когда люди находят возможность для самовыражения в проектах. В Todo bien — одни люди, в бизнес-процессах — другие. Мы вместе проходим какой-то этап нашей жизни, вместе решаем, какие результаты нам нужны, и помогаем друг другу их получить. Я благодарна тем, кто уходит и освобождает место для другого, это процесс.

По миру у меня тысячи человек, я могу позвонить и сказать, что мне нужно, например, бабушку через дорогу перевести в Дрездене. Мир безграничен — границы только у нас в голове.


Оставить после себя лучше, чем было


— Какие у вас правила жизни?

— Единственное, что я всегда пропагандирую и по какому принципу живу сама: не делай того, что не хочешь получить взамен. Например, я могу зайти в общественный туалет и выключить воду, если кто-то забыл, протереть зеркало. Нужно жизнь проживать, понимая, что за нами кто-то придет следующий. И что ты хочешь оставить после себя?

Мне повезло, у меня отсутствует функция зависти. Просто атрофирована. Мне 44 года, и только недавно я узнала, что есть сумки за миллионы рублей. Я могу позволить себе достаточно много. Выкладываю 150 000 евро на развитие организации, которая будет объединять людей. Но я не вижу смысла в покупке бриллиантов или дорогущей машины.

Вот эти две функции вложены в меня. Я считаю, что, если ты не можешь оставить после себя лучше, чем было, хотя бы оставь, как было.


Пропагандировать счастье


— Вы считаете себя счастливым человеком?

— Конечно, даже несмотря на то, сколько я всего пережила. У меня есть возможность пробовать многое и разное, делать классные, масштабные вещи.

Я считаю себя счастливым человеком: у меня трое детей, любимый муж, я живу в Испании, наслаждаюсь морем и солнцем, когда успеваю.

Самое главное и единственное, что должен человек, — это быть счастливым, а все остальное — фигня. Я стараюсь пропагандировать счастье: счастливый человек не будет убивать, воровать. Счастье — это состояние, его нельзя купить.

Все начинается с нас. Создайте хотя бы один метр счастья вокруг себя и транслируйте его, этого уже будет достаточно, чтобы мир менялся. Вы заметите, как уходит всякая нечисть, которая не нужна вашему пространству.




Интервью подготовили
Анастасия Лембери и Светлана Кравцова

Сайт Оксаны Телегуз
www.teleguz.com
Проекты Оксаны
www.todobien.es
www.oranjazz.com
Канал Оксаны на You Tube здесь
Страница Оксаны в Instagram
Страница Оксаны в Facebook
ok@teleguz.com

WhatsApp
+34 667 96 79 43