— У вас изданы десятки научных статей. О чем они, на какие темы?
Все мои научные статьи посвящены народной музыке, которой занимаюсь с 1994 года, с началом обучения в консерватории. Первая публикация – о зимних традиционных песнях, о которых я защитила диплом в
консерватории; дальше, уже в ходе написания кандидатской диссертации – статьи о крестьянской лирической песне, ее изменениях в связи с историко-экономическими факторами, модой на эстрадную
музыку кафешантанов и граммофонов, ростом грамотности населения, проявлениями кича, влиянием классического и городского романса. Писала о влиянии профессионального творчества поэтов на фольклор.
Потом, с увлечением колесной лирой, около десятка статей посвятила ей. В частности, гендерному вопросу лирництва – вопреки сложившемуся в науке стереотипу о том, что это сугубо мужской инструмент, в экспедиции на украинском Полесье я нашла 102-летнюю женщину, которая была поводыркой (спутницей) своей слепой матери-лирницы. Я общалась с ней в два своих приезда, потом была в окрестных селах, где мне рассказали еще о других лирницах. Потом беларусы прислали статью с информацией о женщине-лирнице там, и… дальше я стала читать литературу на других языках, где сказано, что женщины с лирой у других народов со средневековья – обычное явление. Так что писала и об этом, и о том, что лирники жили по принципу цеховых средневековых братств, проводила параллели между европейскими ремесленными и музыкальными цехами, и сохранившимися до XIX века братствами в Беларуси и Украине. Писала об
отдельных ярких исполнителях-лирниках как личностях и музыкантах. Писала и о лирниках в научной и художественной литературе. На тему колесной лиры выйдет моя книга (первая монография была о крестьянской лирической песне).
— Как актриса вы играли в киевском театре ДАХ. Расскажите пожалуйста об этом опыте.
Это были незабываемые три года! Я в составе киевского фольклорного ансамбля «Божичи» попала в театр «Дах», где режиссером был Владислав Троицкий, и мы договорились сделать спектакль. Влад назвал его по
аналогии с романом Пруста «В поисках утраченного времени» со сквозным развитием, где 8 участников ансамбля пели аутентичные песни, танцевали, импровизировали в разговорном жанре в стиле деревенских
жителей – практически весь материал был добыт нами в фольклорно-этнографических экспедициях, и было это с 2000-го по 2003-й год включительно. В спектакле был фрагмент свадьбы, проводов в армию, вдовьи
частушки, причет, драка тещи и свекрови – динамично, с сочетанием комического и трагического. Для гостей мы накрывали стол с «сельской» едой – салом, квашеными капустой и огурцами, компотом… - чтобы
зрители почувствовали атмосферу праздника. У меня был «экспедиционный» монолог о женщине, к которой приходил умерший муж, как призрак, было причитание, и был безумный восторг от процесса игры, от
проживания как актерского, так и от пост-анализа спектакля. Я получала море энергии после спектакля, пожалуй, даже больше, чем после своих сольных концертов. Мы сыграли более 100 представлений, получили массу премий от театральных критиков, признание зрителей, съездили на гастроли в Вену и Венгрию, и с той поры я обожаю театр и всё, что с ним связано. Мечтаю продолжить реализовываться как актриса в театре и кино.