ИНТЕРВЬЮ


Наталия Сербина

«Я трепетно отношусь к звуку»

















ИНТЕРВЬЮ

Наталия Сербина

«Я трепетно отношусь к звуку»

Интервью с Наталией Сербиной,
певицей, лирницей, писателем,
собирателем и исследователем фольклора по призванию.

— О чем вы мечтали в детстве?

В детстве я мечтала вначале быть волшебницей и делать так, чтобы всем людям было хорошо. Потом, уже в младших классах школы быть как папа, дедушка и бабушка, преподавательницей русского языка и
литературы. Поступив в музыкальную школу, куда я практически сама себя отдала, сразу сказала, что пойду учиться в консерваторию. Хотя еще я любила рисовать.


— Вы родились в музыкально-филологической семье преподавателей. Какие ценности привили родители?

Семья у меня замечательная и я счастлива, что появилась именно в ней. Из ценностей главная, пожалуй, перфекционизм. Не последнюю роль в этом сыграл дедушка: он был преподавателем и научным работником, писал методическую литературу для учителей школ, кроме преподавания в институте каждый день сосредоточенно работал. Помню стук пишущей машинки и слова бабушки: «Тсс! Дедушка работает!»
В доме было много книг, которые я с удовольствием изучала, беря разные и не всегда по возрасту. Читать меня научили еще до школы и я могла «проглотить» 500-страничную книгу за 2 дня. Первыми после
букваря были Стивенсон, Купер и Жюль Верн. Кроме того, в детстве меня учили, – и это так расходится с современной психологией молодежи – что чем больше человек из себя представляет, тем он более скромен.
Возможно, с этим немного переборщили и скромность «тормозит» моё развитие, но я все равно считаю, что это хорошо. Работать и быть скромным, невзирая на то, что в чем-то ты лучше всех – это из семьи.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— Вы певица, собиратель и исследователь фольклора по призванию. В каких городах нашей России бывали?

С концертами и фестивальными выступлениями, кроме Москвы, в Петербурге, Самаре, Саратове, Новосибирске, Твери, Туле, Красноярском крае, в Краснодарском крае, в экспедиционных поездках – в Белгородской, Курской, Екатеринбургской, Омской областях, в основном собирала там фольклор украинцев.


— Ваш инструмент – колесная лира. Расскажите пожалуйста ее историю, где она родилась, почему ваш выбор связан именно с ней?

Колесная лира – инструмент достаточно древний, и где она родилась наука до сих пор не может ответить. В свое время в нашей консерватории стала мемом фраза одного студента: «Музыка зародилась так давно, что до наших дней не дошла». То, что колесная лира появилась в западной Европе – это точно. Мой выбор был связан с тем, что когда в 2010-м году я записывала в Москве свой первый аудиоальбом, то кроме сольных лирических песен, записанных мною в экспедициях, я решила записать еще и «странные» для меня песни, непохожие на традиционные крестьянские – это песни некогда странствовавших слепых народных музыкантов, лирников. Эти произведения были в моих записях, не так давно записанные от пожилых народных певиц, и мне захотелось записать их полноценно – под колесную лиру.
Тогда у меня еще не было своего инструмента, и я попросила Полину Терентьеву, участницу ансамбля древнерусской музыки «Сирин», подыграть мне несколько треков. Потом я влюбилась в звучание этих духовных стихов, начала искать информацию о лирниках и лире, и уже в следующем году приобрела инструмент у московского мастера Александра Жуковского. Инструмент заворожил меня своим необычным, «тягучим», немного волыночным звучанием – и я влюбилась! Это чувство не покидает меня и до сих пор. Сейчас у меня уже другой инструмент, московского мастера Валерия Дьяченко.


— На какой инструмент по звучанию больше всего похожа колесная лира? Много ли в мире людей, играющих на ней?

Моя лира, как я уже сказала, напоминает волынку – очевидно, из-за квинтового бурдона. В мире достаточно немало людей, играющих на колесной лире, и сейчас они есть во Франции, Германии, Венгрии, Польше, Украине, Беларуси, России.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— У вас есть опыт создания ансамблей и руководство ими в Москве и Киеве. Сложно управлять музыкальным коллективом?

Конечно! Непросто, поскольку я совмещала обязанности и худрука и директора-организатора. То есть, ко мне приходили люди, не умеющие петь (за редкими исключениями), и я обучала пению, подбирала репертуар, искала настоящие народные костюмы – покупала на антикварных рынках, или ходила вместе с участниками ансамбля и подбирала им одежду; договаривалась о концертах или фестивальных выступлениях, вела переписку с организаторами, на первых порах сама одевала участников – для ношения народной одежды нужны знания, как правильно ее использовать; но главное – я профессионал, хороший музыкант, и мне важно было качество звучания. У людей же были разные цели: кому-то просто пообщаться,
кому-то – постажироваться и уйти в свою карьеру. Кроме того, руководитель должен быть временами жестким и тираничным – иначе коллектив долго не продержится. А я часто была доброй, а это плохо. Дисциплина несовместима с добротой. Последний состав «разлетелся» в 2020-м году и новый я не собираю, поскольку хотела бы выстроить свою работу по-другому.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— У вас изданы десятки научных статей. О чем они, на какие темы?

Все мои научные статьи посвящены народной музыке, которой занимаюсь с 1994 года, с началом обучения в консерватории. Первая публикация – о зимних традиционных песнях, о которых я защитила диплом в
консерватории; дальше, уже в ходе написания кандидатской диссертации – статьи о крестьянской лирической песне, ее изменениях в связи с историко-экономическими факторами, модой на эстрадную
музыку кафешантанов и граммофонов, ростом грамотности населения, проявлениями кича, влиянием классического и городского романса. Писала о влиянии профессионального творчества поэтов на фольклор.
Потом, с увлечением колесной лирой, около десятка статей посвятила ей. В частности, гендерному вопросу лирництва – вопреки сложившемуся в науке стереотипу о том, что это сугубо мужской инструмент, в экспедиции на украинском Полесье я нашла 102-летнюю женщину, которая была поводыркой (спутницей) своей слепой матери-лирницы. Я общалась с ней в два своих приезда, потом была в окрестных селах, где мне рассказали еще о других лирницах. Потом беларусы прислали статью с информацией о женщине-лирнице там, и… дальше я стала читать литературу на других языках, где сказано, что женщины с лирой у других народов со средневековья – обычное явление. Так что писала и об этом, и о том, что лирники жили по принципу цеховых средневековых братств, проводила параллели между европейскими ремесленными и музыкальными цехами, и сохранившимися до XIX века братствами в Беларуси и Украине. Писала об
отдельных ярких исполнителях-лирниках как личностях и музыкантах. Писала и о лирниках в научной и художественной литературе. На тему колесной лиры выйдет моя книга (первая монография была о крестьянской лирической песне).

— Как актриса вы играли в киевском театре ДАХ. Расскажите пожалуйста об этом опыте.

Это были незабываемые три года! Я в составе киевского фольклорного ансамбля «Божичи» попала в театр «Дах», где режиссером был Владислав Троицкий, и мы договорились сделать спектакль. Влад назвал его по
аналогии с романом Пруста «В поисках утраченного времени» со сквозным развитием, где 8 участников ансамбля пели аутентичные песни, танцевали, импровизировали в разговорном жанре в стиле деревенских
жителей – практически весь материал был добыт нами в фольклорно-этнографических экспедициях, и было это с 2000-го по 2003-й год включительно. В спектакле был фрагмент свадьбы, проводов в армию, вдовьи
частушки, причет, драка тещи и свекрови – динамично, с сочетанием комического и трагического. Для гостей мы накрывали стол с «сельской» едой – салом, квашеными капустой и огурцами, компотом… - чтобы
зрители почувствовали атмосферу праздника. У меня был «экспедиционный» монолог о женщине, к которой приходил умерший муж, как призрак, было причитание, и был безумный восторг от процесса игры, от
проживания как актерского, так и от пост-анализа спектакля. Я получала море энергии после спектакля, пожалуй, даже больше, чем после своих сольных концертов. Мы сыграли более 100 представлений, получили массу премий от театральных критиков, признание зрителей, съездили на гастроли в Вену и Венгрию, и с той поры я обожаю театр и всё, что с ним связано. Мечтаю продолжить реализовываться как актриса в театре и кино.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— Вы пишете в свободное время рассказы и стихи. О чем ваше писательское творчество?

Мое творчество – своего рода дневник. Несколько читателей сказали, что это слишком личное. Но без личного, мне кажется, невозможно писать что-то художественно. Разве фантастику или научную литературу.
Я с детства – философ, ищу смыслы жизни, поэтому пишу о том, что меня волнует. О людях, о жизненной гармонии, о любви. Также о прошлых фольклорных экспедициях, смешные или запомнившиеся случаи.


— У вас есть прекрасная книга «Рассказы обо всем». Получила искреннее удовольствие от слога и живописной картинки, которую вы рисуете словами. Как пришла идея написать эту книгу?

Идея простая и спонтанная. У нас с подругой-филологом, которая тоже интересно пишет, родился договор, своего рода флешмоб: выкладывать каждый день или через день по хотя бы краткому рассказику в
Фейсбуке. Это было еще в 2019-2020-м годах. В результате я писала довольно часто, а подруга – нет. И я решила: почему бы не сделать из этого книгу? И издала. И хочу издать еще, уже расширенный вариант. Я
так и стихи пишу – если кто-то попросит, или эпиграмма – получается легко. А так чтобы сесть и специально что-то писать – нет. Наверное, я пока ленивая. Хотя мечтаю в будущем писать большие романы.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— У вас много красивых костюмов для сценической деятельности. Кто занимается их созданием?

Я и занимаюсь. Просто покупала на антикварных рынках, в свое время это было как работа: идешь и покупаешь один предмет из комплекта одежды какого-то региона, потом – второй, третий – и так несколько
лет. Потом решила, что уже имею право петь народные песни и без костюма, который нужно беречь, поскольку он имеет историческую ценность. Поэтому для камерных концертов покупаю красивые длинные
платья!


— Вы преподаете вокал и музыку, хорошо владеете фортепиано. Кто ваши ученики, ваша целевая аудитория?

Моя аудитория, в основном, молодые и среднего возраста люди творческих и помогающих профессий: художники, филологи, актеры, психологи, танцоры. От 14 до 60 лет. Это люди, поставившие целью максимально раскрыть свои способности; или телесно-ориентированные терапевты, психологи, которые хотят внедрить какие-то приемы моей работы в свою практику; либо кто-то приходит с запросом научиться петь для себя, поскольку с детства мечтал, но раскритиковали родители, сказали, что нет слуха. Либо актеры – научиться петь, чтобы использовать это умение в своих спектаклях – цели разные.

— Может ли каждый обычный человек со средней зарплатой позволить себе заниматься у вас?

Да, ко мне приходят люди скромного достатка.


— Есть ли у вас онлайн обучение или вы обучаете очно?

Да, кроме очного обучения я обучаю и онлайн – у меня занимались пением люди из Швейцарии, Германии, Франции. Сейчас берет уроки жительница Англии. Онлайн занимаются люди и из городов России.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— Какие преподавательские приемы используете в обучении?

Я трепетно отношусь к звуку – его характеристикам и качеству, поэтому на первое место ставлю освоение техники – от правильного дыхания до звукоизвлечения, и правильного использования своего голоса. Без
этого не вижу смысла заниматься пением. Поэтому на моих занятиях много телесных разминок, дыхательных упражнений, распевок. Если у человека голос не на опоре, то на первом уроке песню не даю, объясняю – понимает и соглашается с тем, что сначала нужно поработать над собой. Самое главное –
результаты есть у всех.


— 3 ключевых фактора, от которых зависит успех студийной записи?

Казалось бы, на первом месте должно быть мастерство певца – но не всё так просто. Любого певца можно испортить плохой записью и техникой. Так что для меня первое – это хорошая студия и оборудование.
Второе – контакт со звукорежиссером, его понимание и знание стиля моей музыки. Да хотя бы симпатии к ней! И третье, конечно – моя достудийная подготовка.
наталья токарь, интервью, бизнес-интервью, творчество, психология творчества, путешествия, дневник ить, настя лембери, лембери
— Вы ведете канал в Телеграм «Голос, фольклор и этнография». Что получают читатели этого канала?

Поскольку кроме пения и его преподавания я еще занимаюсь наукой, постоянно читаю какие-то книги, «копаюсь» в вопросах этнографии – то я решила, что этим нужно делиться! Поэтому в канале я рассказываю
о традиционных народных праздниках, особенностях их отмечания в разных регионах, с материалами из своих экспедициий, даю мини-лекции о разных сферах фольклора – о духовных стихах, или каких-то тематических сферах – инструментах, сюжетных мотивах песен, например, о судьбе в песнях и сказках, или публикую свои собственные статьи о фольклоре, бывает, и еще неопубликованные. Там же мы общаемся – есть чат, отвечаю на вопросы, пишу заметки о фольклорном вокале, хотя об этом у меня есть
отдельный специализированный канал Телеграм «Этновокал. Наталия Сербина».


— Вы счастливый человек?

Безусловно. У меня много чего есть – в плане наработок, и надеюсь, еще много будет!



Интервью подготовила журналист Анастасия Лембери

Страница Наталии Сербиной в VK
https://vk.com/serbina.folk
Телефон:
+7 (968) 916-91-41