ИНТЕРВЬЮ


Жанна Ибраимова

«Преподавание - это скорее искусство, а не наука»












ИНТЕРВЬЮ


Жанна Ибраимова

«Преподавание — это скорее искусство, а не наука»

Интервью с Жанной Ибраимовой,
учителем русского языка и литературы, репетитором
— О чем вы мечтали в детстве?

Детские мечты… Они разные были… Сначала я хотела быть врачом, как доктор, который меня лечил. Потом… водителем трамвая. Мне очень нравились женщины, управляющие таким огромным механизмом. Но однажды трамвай, в котором мы ехали, загорелся, и я отказалась от этой мечты…

Очень яркой мечтой была мечта стать тележурналистом. Я готовила себя к этому с пятого класса: писала статьи в газеты «Пионерская правда» и «Пионер Востока». Была награждена бесплатной путевкой на юнкоровскую смену в Артеке. По тем временам это была очень престижная награда, и в Артек могли попасть лишь очень достойные личности. Меня называли флагом этих изданий и публиковали мои заметки практически в каждом номере. Многие известные журналисты прочили мне карьеру журналиста. А когда я была делегатом Двадцатого съезда ВЛКСМ, то декан факультета журналистики МГУ приглашал меня поступать на этот факультет. Но в итоге я стала педагогом. А тяга к журналистике осталась. И есть очень взрослая мечта, от которой я пока не отказалась, - вести образовательную передачу на ТВ

— Вы учитель русского языка и литературы, репетитор.
Как вы пришли к своему призванию и любите ли свою профессию?

Это гены. Гены моей мамы. Очень сильного педагога.
Я родилась и выросла в атмосфере педагогики. Видела, как серьезно мама несет по жизни свое призвание, как ее уважают и любят ученики и их родители, как она проводит уроки наивысшего класса. И впитывала это с детства. Мама воспитала во мне любовь к книгам и русскому языку. В итоге в момент выбора чаша весов склонилась в сторону преподавательской деятельности, чему я очень рада. Я верю в то, что каждый человек приходит в этот мир со своим предназначением. Счастлив тот, кто понял, с какой миссией он явился на Землю. Мне кажется, что я свое предназначение поняла. Я счастлива, что занимаюсь любимым делом.

— Какие личные качества и навыки, по вашему мнению, необходимы успешному учителю русского языка и литературы?

В первую очередь педагог должен быть Учителем, Гуру, Наставником. Это человек, который обязан быть профессионалом. Он должен стремиться к бесконечному самосовершенствованию. Также необходимо любить своих воспитанников и видеть в них Личность. Учитель должен быть высоконравственным человеком, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Педагогу необходимо быть мотиватором для своего воспитанника, чтобы помочь ему определить свою Звезду, ведь у каждого она есть.
— Жанна, каждый профессионал в первую очередь человек. Как вы чувствуете себя в роли мамы, женщины и жены?

Наверное, я являюсь гармоничной личностью, которая способна балансировать между семьей и работой. У меня прекрасная семья: любимый муж, с которым мы уже 33 года в браке, два великолепных взрослых сына-очень достойные парни. Это моя жизненная опора, моя крепость, моя стена.
И, думаю, что я Настоящая женщина, любящая жизнь, наш мир, себя в этом мире… Женственность, нежность, но при этом внутрення сила, способная дарить тепло и свет своей семье. Я очень люблю красоту, вкус, стиль, книги, красивую одежду, духи, цветы, музыку, театр, балет, кино…. Ах, как многое я люблю…. И это ощущение я люблю. Веду блог «Записки настоящей женщины» для себя и своих подписчиков, чтобы дарить себе и другим «настоящим женщинам» красоту.

— Я постоянно вижу вас на фото в окружении счастливых учеников и читаю их слова признательности за обучение. Вас мотивирует благодарность?

Еще как…. У меня вырастают крылья….Хочется становиться еще лучше, качественнее, полезнее, интереснее….
Я очень люблю благодарных людей. Мне близки слова античного философа Сократа: «Благодарность-признак благородства». Мое твердое убеждение, что человек, способный быть искренне благодарным, является аристократом духа. Стараюсь и сама быть такой.
— Какие основные цели вы ставите перед собой, обучая детей русскому языку и литературе?

Фундаментальная цель моего обучения - вызвать глубокую любовь к русскому языку, к его богатству, многообразию, искреннюю любовь к классической литературе через глубинное постижение произведений и вообще любовь к учебе как таковой. Но также мне очень хочется, чтобы мои ученики выросли победителями и максималистами, чтобы они ставили перед собой глобальные цели и стремились к достижению наивысшего результата. И, безусловно, я прикладываю все усилия, чтобы мои воспитанники были глубоко нравственными людьми, чтобы их внутренняя конституция была конституцией честного и порядочного человека.

— Как строится день учителя? Много ли свободного времени или это работа 24/7?

В данный момент у меня широкая практика. Я преподаю в любимой Ломоносовской школе и в великолепном образовательном центре «ЕГЭ-сфера». Но все же основная моя деятельность в данный момент-частное репетиторство. Безусловно, я очень загружена. Есть дни, когда работаю с десяти часов утра, есть день работы после обеда, но трудовые будни завершаются поздно, так как в основном я готовлю к ЕГЭ, и наше групповое занятие начинается в 19-20-00. По субботам освобождаюсь пораньше, если не провожу пробные экзамены среди своих учеников. Часто в такие дни навещаю маму. А воскресенье-это святое: день для семьи и себя любимой. Иногда это день, когда я посещаю любимые спа-салоны или фитнес-зал, бывает, что хожу в театр, в кино, в музей, а порой превращаю это время в день ничегонеделания: просто расслабляюсь. В общем, жизнь очень насыщенная, но ведь это так здОрово и так интересно.
— Каковы плюсы дистанционного обучения?

С одной стороны, дистанционное обучение позволяет сэкономить время. Это главный плюс в наш век цейтнота, особенно в условиях такого мегаполиса, как Москва. С другой стороны, дистанционное обучение расширяет географические рамки: можно заниматься из любой точки планеты. Оно не привязывает к месту. Подобный формат дает возможность обучаться беспрерывно. Еще один плюс дистанта в том, что возможно заниматься с репетитором из любого региона.

Я долго шла к дистанту. Для меня очень важно чувствовать энергетику. Но в период пандемии вынуждена была освоить этот форму обучения, и она стала для меня приемлемой. Я освоила программы дистанционного обучения, прошла курсы повышения квалификации, создала презентации…. И сегодня очень активно практикую занятия онлайн. Ученикам нравится. Они не видят разницы. Им комфортно. А энергетику я чувствую даже через экран монитора.

— Как родителям правильно выбирать репетитора по русскому языку и литературе?

Я считаю, что в первую очередь необходимо определиться со своими целями и задачами.
У всех они разные: одним нужна хорошая оценка в школе, и тогда необходим репетитор, который будет работать со школьной программой и пытаться подстраиваться под учителя, стремиться к тому, чтобы ученик соответствовал требованиям педагога в школе.

У других цели-сдать успешно экзамен. В этом случае необходим опытный специалист, у которого есть конкретные высокие результаты.
А есть родители, которые не гонятся за школьными оценками, а хотят, чтобы ребенок был эрудированным, интеллектуально развитым, грамотным. В этом случае нужен репетитор, способный с этой задачей справиться.
Но в любом случае очень важно, чтобы между учителем и учеником сложились добрые отношения, и тогда ребенок будет с радостью идти на урок. Это главное.

— Какие методы и подходы вы используете как репетитор, чтобы сделать обучение интересным?

Мне очень важна система в подготовке.
У меня она есть всегда. Обязательно в начале пути эту систему представляю родителям и ученикам. Такой своеобразный маршрут с определенными этапами. На мой взгляд, очень важно, чтобы было понимание, куда мы плывем.

Стараюсь визуализировать весь материал. Создаю современные яркие презентации. В них есть обязательный мотивационный момент.
По необходимости использую игры, видеоматериалы.
И обязательно стараюсь наладить позитивный человеческий контакт с учеником. Он должен понимать, что я его бесконечно уважаю и ценю как личность. Но при этом он должен осознавать, что я работаю на результат, и поэтому необходимо выполнять все мои требования. Причем очень качественно.
— Как вы справляетесь с эмоциональным выгоранием и стрессом, связанным с профессией учителя?

Безусловно, бывают такие периоды. Работа педагога эмоционально и энергетически затратна. Порой возникают периоды усталости, хандры. Но я умею возвращаться в ресурсное состояние. Обычно в подобном случае переключаюсь. Устраиваю себе периоды отдыха. Это встречи с приятными людьми, поход в театр, просмотр фильмов, книги, общение с семьей. А могу просто оставаться дома и ничего не делать.

В последние годы я стала отказываться от токсичных учеников и родителей. Могу позволить себе работать с теми, от кого получаю положительные эмоции, с адекватными людьми, которые ценят мой труд и наполняют меня энергетически. Поэтому воспринимаю свой труд как удовольствие, вследствие чего редко ощущаю эмоциональное выгорание. Напротив, чаще пребываю в состоянии творческого вдохновения от своего дела. Ведь преподавание — это скорее искусство, а не наука.

— Есть ли у Вас определенные программы или Вы составляете индивидуальные в соответствии с запросом родителей?

У меня много авторских программ, по которым я преподаю. Часто родители идут целенаправленно ко мне, зная об этих программах, так как работает «сарафанное радио».
Представляю некоторые из них:

  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
  • Подготовка к ЕГЭ по литературе.
  • Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
  • Подготовка в ОГЭ по литературе.
  • «Осмысленная грамотность».
  • Пробный экзамен.
  • Интенсивная подготовка к экзамену.
  • Подготовка к ЕГЭ (мини-группа)
  • Подготовка к ОГЭ (мини- группа)
  • Подготовка к экзамену по литературе (занятия в паре)
  • Подготовка к экзамену по русскому языку (занятия в паре)
  • Итоговое сочинение
  • Интеллектуальное чтение.
  • Интеллектуальное сочинение.
Но иногда я по запросу родителей составляю индивидуальные программы.

— У Вас много стобалльников и высокобалльников. Как достичь максимума?

Я абсолютно убеждена, что основополагающий фактор высокого балла - этот неразделимый тандем преподавателя и ученика; Союз двух одержимых людей; При этом ученик, способный достичь высокого результата, - это в первую очередь трудяга, чётко представляющий себе Цель; Это человек, понимающий, что в данном процессе нет мелочей, важно все; Это перфекционист до мозга костей; Это человек, знающий, что чудес не бывает. И только рациональный подход может принести результат.

— Один мой знакомый из Швейцарии на полном серьезе считал себя образованным человеком на том основании, что в детстве прочел восьмитомник про индейцев. Многие его сверстники никогда не читали такого объема книг. Как Вы думаете что важнее количество или качество литературы? Может быть для кого-то важно прочитать всего пару хороших книг, которые окажут на него правильное формирующее влияние или все-таки количество важно?

Безусловно, качество. А качество - это осмысление. Осмысление и принятие или непринятие в зависимости от мировоззрения, нравственных ценностей, морали. В данном случае необходимо формировать круг чтения человека. И здесь очень важна роль и педагога, и родителя. Все должно соответствовать возрасту, характеру, интеллекту. И необходима рефлексия. Рефлексия с профессионалом. Вот почему уважаю родителей, которые нацелены именно на развитие эрудиции и интеллектуальных способностей.

— Вы очень красивая женщина. Помогает ли вам ваша внешность как педагогу?

Благодарю за комплимент. Мне приятно, не скрою. Скорее не внешность, а харизма. Конечно, любому, в том числе и ребенку, а у меня ученики-старшеклассники, приятно общаться с красивым человеком. Но, я думаю, что учеников привлекает сочетание внешности, стиля, профессионализма, строгости, доброты, справедливости, честности. И, конечно, искренней любви к своим ученикам и своему делу. Они знают, что я очень люблю их и свою профессию.

С девочками мы непременно делаем комплименты в особых случаях. Мне очень хочется, чтобы наши уроки были еще и уроками вкуса.
Я веду блог «Записки настоящей женщины». Очень рада, что некоторые мои ученицы, и те, которые сейчас у меня занимаются, и те, которые уже повзрослели, подписаны на мой блог.

— Ваши три правила жизни?

1. Быть честной и перед собой, и перед людьми;
2. Бережно относиться к своей Душе и прислушиваться к ней;
3. Стремиться к самосовершенствованию и как человек, и как профессионал, и как женщина. Как сказал классик, «кто не идет вперед, тот идет назад. Стоячего положения не бывает».

— Что хотите пожелать читателям этого интервью?

Дорогие Люди, благодарю вас от всей души за интерес ко мне. Для меня это бесценно. Желаю жить в гармонии с самим собой. Творите, любите, мечтайте, вдохновляйте, вдохновляйтесь, растите, дарите, принимайте подарки судьбы, рефлексируйте, совершенствуйтесь, познавайте, наслаждайтесь, удивляйте, удивляйтесь, впечатляйте, впечатляйтесь. Живите! Всем добра!



Интервью подготовлено журналистом Анастасией Лембери